Хрустально-стекольный завод ДютфуаВ нашем рассказе о «Товариществе А. Ралле и Ко» мы приводили множество фотографий чудесных флаконов для духов, созданных соратником Ралле — Дютфуа. Пришло время рассказать и о том, кто облекал божественные ароматы в необычайные стеклянные формы.

История начинается в 1841 году, когда в Москву приехали два француза. Один — 22-летний Альфонс Ралле, второй — 19-летний Жозеф Фредерик Дютфуа. Через два года, в 1843-м, как мы уже знаем, Альфонс Ралле основал небольшую косметическую фабрику «А. Ралле и Ко», а Фредерик Дютфуа принял в этом непосредственное участие, став членом правления.

В начале 1850-х к парфюмерному бизнесу Альфонса Ралле решил присоединиться Эжен Ралле — старший брат Альфонса Антоновича. Тем временем «А. Ралле и Ко» открыли магазин в Харькове, и в 1853-м году Фредерик Дютфуа переехал туда как представитель компании.

В октябре 1853 года началась Крымская война, и Российская империя с Францией оказались непримиримыми противниками. Фредерику Дютфуа предстоял выбор, на чьей он стороне, и в 1854 году он принял российское гражданство. До 1861 года Дютфуа оставался в Харькове, потом переехал в Санкт-Петербург, а в 1862-м вернулся в Москву, где фактически возглавил бизнес Ралле. И хотя юридически фабрикой управлял директорат во главе с Эдуардом Бо, семья Дютфуа сохраняла контроль над предприятием до самой смерти Фредерика в 1897 году.

Растущее производство духов Ралле требовало соответствующей упаковки. В 1864 году Фредерик Дютфуа купил у Рождественской церкви на Большой Панской (нынешней Большой Новодмитровской) улице 2,2 га земли.

В 1865 году на купленных землях вырос хрустально-стекольный завод Дютфуа, производивший, среди прочего, флаконы для парфюмерного производства Ралле.

На заводе действовали цех традиционного, свободного выдувания стекла, стеклоплавильный, гончарный, механический, шлифовальный цеха.

Производили не только флаконы, но и лампады, аптекарское, строительное и промышленное стекло, хрустальную посуду.

Продукция сбывалась через собственные магазины, основной находился в Москве на углу Маросейки и Златоустьинского переулка.

Фасады магазина были очень красивы. Межоконные проемы были украшены керамическими панно с растительным орнаментом в стиле модерн, объемные картуши с буквой «D» указывали на принадлежность магазина семье Dutfoy.

Оригинальные вывески и панно были некогда изготовлены по заказу Дютфуа в смальтовой и керамических мастерских Строгановского художественно-промышленного училища. Одним из создателей вывески был тогдашний ученик Строгановки Федор Федорович Федоровский, позднее ставший знаменитым театральным художником, известным своими работами в Большом театре, участием в «Русских сезонах» Дягилева и созданием проекта рубиновых звезд московского Кремля. К сожалению, в советское время все панно были закрыты вывесками овощного магазина.

А после реставрации в наше время и вовсе утрачены.

Сейчас на месте керамических панно сделаны мозаики, которые и повторяют рисунок, и сделаны довольно аккуратно, но исторической ценности, увы, не имеют.

Вывеска в межэтажном пространстве при реставрации пострадала меньше – были утрачены объемные элементы изготовленные из поделочных камней, таких как янтарь, оникс, яшма и сердолик.

Но вернемся к самому заводу. В 1880-90-е года на фабрике были 3 плавильные печи, 29 шлифовальных станков, 1 паровая машина в 8 лошадиных сил.

В 1899 году на Вятской улице в Бутырской слободе — прямо напротив хрустального завода Дютфуа — стали появляться корпуса фабрики «А. Ралле и Ко». К тому времени Фредерик Дютфуа уже скончался, и в 1897 году дело перешло к его сыну, Арману Дютфуа. Арман тоже расширял производство, и почти одновременно с новой фабрикой Ралле появились и новые корпуса фабрики Дютфуа.

В справочнике «Вся Москва» за 1901 год завод Дютфуа числится на Большой Панской улице, а магазин — на Маросейке.

А в 1914 году во «Всей торгово-промышленной Москве» фабрика указана там же, а вот магазин переехал на угол Лубянской площади.

В 1890-х годах фирма Дютфуа была поставщиком призматических и конвексных стекол для иллюминаторов Верхних торговых рядов. Такие стекла, благодаря преломлениям света, позволяли освещать подвалы дневным светом.

Во время Декабрьского восстания 1905 года на фабрике не было революционных настроений, в отличие от соседней фабрики «А. Ралле и Ко». Вот какие вспоминания остались об этом времени: «На хрустальном заводе торгового дома наследников А. Ф. Дютфуа (в двухстах-трехстах метрах от проходной фабрики Ралле), когда их пришли снимать революционно настроеннные рабочие-парфюмеры (с фабрики Ралле), то, по воспоминаниям непосредственного участника событий, рабочие завода Дютфуа заявили, «что обварят забастовщиков расплавленным стеклом».

В 1917 году завод Дютфуа был национализирован и переименован в Московский хрустальный завод имени Калинина. В 1930 году все парфюмерное производство с фабрики «Свобода» было передано основным конкурентам Ралле — фабрике «Новая Заря», бывшему производству «Брокар и Ко», и завод имени Калинина работал уже на них.

Вот что вспоминают старожилы об этих местах: «Мы в детстве ходили туда бракованные пузырьки и стеклянные крышечки собирать, разной формы для духов и одеколонов. А за пластиковыми крышечками ходили в другую сторону — на Башиловку, к тубному заводу (у нас в этой округе вообще несколько предприятий, обслуживавших парфюмерно-косметическую промышленность: «стекляшка» делала флаконы, тубный завод — тюбики).»

По рассказам очевидцев, завод начал загибаться еще в 1970-е годы. В 1990-е была попытка реанимировать производство флаконов с помощью французских инвестиций, но ничего не вышло, а в 2007-м французы решили и вовсе избавиться от нерентабельных площадей — тогда их и приобрела компания Realogic во главе с «ревитализатором» Николаем Матушевским. Так и появился дизайн-завод «Флакон», который и существует там по сей день.

В его зданиях расположены магазинчики, кафе, офисы.

Часть из них была перестроена, что видно и по уровням первого этажа, и по встречающимся заложенным окнам.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям