Музей хрусталя расположен в Георгиевском соборе города Гусь-Хрустальный. Музей является наиболее яркой городской достопримечательностью.
Георгиевский собор, в котором располагается музей, является памятником архитектуры конца 19-начала 20 веков. Он был возведен в 1892-1895 годах в псевдорусском стиле по проекту Л. Н. Бенуа. Сам архитектор считал этот храм одним из лучших своих творений. Здание представляло собой трехнефную базилику с высоким средним нефом и низкими боковыми. Колокольню венчал легкий и нарядный шатер, вознесенный на 45 метров. Среднему шатру соответствовали боковые меньшие. Трехшатровая композиция согласовывалась с тремя главами на восточной стороне здания.
До наших дней колокольня не сохранилась. Реставраторы ее не восстановили. Но ее старые фотографии навевают образы ярославского зодчества 17 века. Л. Н. Бенуа удалось создать исключительный образец исконно «русского стиля». В своем произведении архитектор соединил лучшие традиции русской и западноевропейской культуры.
Интерьер Георгиевского собора был не менее впечатляющим. Отделкой храма внутри занимался уже к тому времени известный В. М. Васнецов. Для Георгиевского собора им было написано пять картин. На сегодняшний день сохранилось только две работы великого мастера: большое полотно «Страшный суд», имеющее площадь 49 кв. м и его мозаика под названием «О тебе радуется, Благодатная…». Мозаика выполнена из маленьких кусочков цветного стекла, она украшает алтарь собора.
В качестве действующего храма Георгиевский собор просуществовал недолго. После революционных событий 1917 года его закрыли, и длительное время это здание занималось общественными организациями. Только в 1970 году государство взяло собор под свою охрану. На протяжении 11 долгих лет здесь шла реставрация. По окончании ее в 1983 году в соборе был открыт Музей хрусталя.
В основе экспозиции музея — изделия из образцовой комнаты, находившейся на хрустальном заводе. В образцовой комнате с первых дней существования завода собирались образцы хрустальной и стеклянной продукции, которая выпускалась знаменитым заводом. В музее можно познакомиться и с массовой продукцией хрустального завода, и с уникальными авторскими работами.
В первое время своего существования завод производил продукцию из обычного поташного стекла, декорируя ее с использованием гравировки. В начале 19 века появился настоящий свинцовый хрусталь, который представлял собой стекло с содержанием окиси свинца, которая придает хрустальным изделиям металлический блеск. Чистый хрусталь чрезвычайно певуч. Даже при легком дуновении на тонкий хрустальный бокал, он способен звенеть «малиновым» мелодичным звоном. Мастера-алмазчики, комбинируя различные сочетания граней, создают на хрустальных изделиях алмазный рисунок.
Изумительны изделия из хрусталя 18 века. В музее можно увидеть и тяжелые хрустальные графины, и фужеры с алмазными глубокими гранями, расписанные золотым орнаментом штофы. На редкость разнообразно стекло 19 века. Свинцовый хрусталь, доведенная до совершенства богатая алмазная грань. Талантливые мастера умели поймать луч солнца и заставить сверкать в хрустале. Здесь представлено тончайшее воздушное узорчатое стекло.
В середине 19 века появилось стекло, которое имитировало серебро и золото. Оно представлено в виде изделий в восточном стиле, кумганов, кальянов. Неповторимы многослойные вазы, флаконы, созданные по образцам знаменитого французского художника Э. Галле, с сине-фиолетовыми приглушенными и «рисованными» золотисто-коричневыми пейзажами, которые датируются началом 20 века.
Слава Гусь-Хрустального, как крупного хрустального производства, шагнула далеко за пределы России. Необычайное искусство и талант гусевских мастеров были отмечены Золотыми медалями на выставках в Вене, Париже, Чикаго.
В музее также широко представлен и советский период деятельности завода. Изделия 1920-х годов с украшением несложной гравировкой и росписью цветными красками лаконичны и просты по форме. Новые сюжеты рисунков на хрустале имеют тематический характер, здесь отражались различные события из истории советской страны.
В 1970-е годы завод производил только изделия из хрусталя. Продукция этого времени представляла собой «царство» бесцветного и цветного хрусталя и алмазной грани.
В настоящее время музейная коллекция продолжает пополняться новыми уникальными экспонатами — работами художников гусь-хрустального завода. В большинстве своих произведений они прославляют красоту Мещерского края.