Музей хрусталя. Гусь-ХрустальныйМировая история стекла насчитывает свыше шести тысячелетий. Что же касается России, то первые стекольные заводы (Измайловский и Петербургский) появились здесь в 17 веке. Все они были казенные и предназначались исключительно для обеспечения стекольной продукцией царской семьи и особ к ней приближенных. В домашнем быту в тот период стеклянная посуда фактически не использовалась из-за ее редкости и эксклюзивности. В 18 веке начинают появляться частные стекольные предприятия, призванные изготовлять бытовую посуду. Среди этих заводов особое место занимало производство Акима Мальцова, которое располагалось под Можайском. В 1756 г. Сенат принимает закон, запрещающий строительство железных и стекольных заводов близ Москвы и Санкт-Петербурга (очевидно из-за вредности этих производств). В связи с этим Мальцов нашел новое место для своего предприятия недалеко от сельца Никулино, в урочище Шиворово на реке Гусь (здесь были обнаружены большие залежи чистейшего песка, который является основным сырьем для данного производства). Так было положено начало старейшему стекольному заводу нашей страны. Спустя некоторое время на Гусевском заводе наряду с бытовой посудой стали изготавливать и более ценные декоративные изделия.

Уже в 19 веке «мальцовский» хрусталь отличался высоким качеством и пользовался большой популярностью. На всероссийской выставке мануфактуры в 1831 г. продукция Гусевского завода была удостоена Малой золотой медали, в 1833-1835 гг. — Большой золотой медали. В 1849 г. Гусевский завод получает право использовать изображение Государственного герба на своих изделиях, а в конце 19 века продукция завода становится призером уже всемирных выставок: в 1893 году в Чикаго завод был награжден Бронзовой медалью, а в 1900 году в Париже — удостоен Гран-при.

Сегодня мы с вами имеем уникальную возможность ознакомиться с продукцией знаменитого Гусевского завода от момента его основания до наших дней, которая в полном объеме представлена в Музее хрусталя, расположенном в Георгиевском соборе.

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Перед нами — первая продукция завода — 2-ая половина 18 века.

Все эти изделия выполнены из простого стекала. В то время в России господствовал стиль барокко, поэтому изделия этого периода — торжественные кубки, украшенные тончайшей гравировкой. Матовый непрозрачный рисунок гравировки наносился на изделия остро заточенным медным колесиком, закрепленным на вращающейся оси. На заднем плане мы видим два штофа, изысканность которым придает золотая роспись. В то время (1800-ые года) эти изделия стоили очень дорого и делались только на заказ. Что же касается так называемого ширпотреба, то в тот период это была в основном различная аптекарская посуда (банки, флаконы, бутылки) из бесцветного прозрачного стекла.

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Начало 19 века.

В это время в России появляется свинцовый хрусталь (его родина — Англия. Там свинцовый хрусталь был запатентован в конце 17 века).

Если немного заглянуть за ширму секретности, то хрусталь — это прежде всего стекло, которое отличается своим составом: имеется присадка в виде оксида свинца. Наличие этого тяжелого оксида металла придает стеклу больший удельный вес, металлический блеск и появляется «малиновый» звон (именно по нему и определяют принадлежность изделия к хрусталю). Как только свинцовый хрусталь появился в России — его моментально освоили на Гусевском заводе. На смену барокко к этому времени приходит стиль ампир, что незамедлительно отразилось и на продукции завода: изделия стали более броскими, лаконичными по форме и украшались различными видами резьбы. Когда резьба наносилась на стекло — она имела матовый оттенок (такой же, как и при гравировке). В дальнейшем ее шлифуют, после чего она переливается всеми цветами радуги, как алмаз. В связи с этим во всем мире принято называть резьбу по стеклу алмазной гранью. В этот период в основном используются геометрические грани, которые также позаимствованы в Англии. Грань, напоминающая пирамидки называется «бриллиантовой» (получила название по методу обработки алмазов).

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Примером продукции того периода с алмазной гранью «бриллиант» является двугорлый графин и рюмки его окружающие.

Наряду с «бриллиантовой» гранью на Гусевском заводе используются кольцевые и спиралевидные.

За относительно короткий промежуток времени гусевские мастера освоили все имевшие место виды алмазного гранения, а также разработали собственный рисунок, получивший название «мальцовской» алмазной грани.

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Еще одна модификация алмазной грани, которая была разработана мастерами Петербургского Императорского завода, и которую освоили на Гусевском предприятии — «русский камень» — призматическая резьба в виде восьмигранника (при соответствующей подсветки такая грань играет как настоящий драгоценный камень).

Во второй четверти 19 века Гусевский завод выпускает достаточно большое количество изделий из цветного стекла.

Местные мастера освоили рецепты его изготовления: синяя окраска стекла получается при добавлении кобальта, фиолетовая — марганца.

Во второй половине 19 века осваиваются и самые дорогие окраски хрусталя: красно-малиновый (золотой рубин) — получается при добавлении в хрусталь коллоидного раствора золота (т. е. металлическое золото растворяется в смеси соляно-азотной кислоты, известной как «царская водка», а потом ее добавляют в хрусталь) и оттенки зеленого и желтого цветов, которые получались при добавлении в хрусталь оксида урана.

Музей хрусталя. Гусь-Хрустальный

Комментарии запрещены.

Навигация по записям